Проблема дефицита квалифицированных кадров как никогда актуальна для сферы образования. Большой вклад в решение этого вопроса вносит программа «Учитель для России».
Благодаря программе профессионалы из разных сфер деятельности проходят переподготовку в области педагогики и затем в течение двух лет работают учителями на селе, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей. В этом году в 18 школах Новосибирской области в рамках программы развития образования будут работать более 50 учителей. Это стало возможным в том числе благодаря финансовой помощи Группы «Сибантрацит». Как на практике работает программа, и что думают о ней ее участники – в материале «Континента Сибирь».
На территории Новосибирской области программа «Учитель для России» реализуется уже второй год. Регион может служить наглядной иллюстрацией работы программы в масштабах всей страны, ведь по количеству участвующих педагогов он на втором месте в России. Благодаря реализации программы удалось внести весомый вклад в решение проблемы дефицита педагогов – в прошлом году было трудоустроено 30 учителей, в новом учебном году еще 30 педагогов приступили 1 сентября к работе в школах Искитима, Искитимского, Черепановского и Коченевского районов Новосибирской области. Часть педагогов — представители сибирских регионов, но есть и те, что приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Перми и других городов России. Среди них – учителя-предметники, а также педагоги начальной школы.
Влад Волошин приехал работать учителем биологии в одну из школ села Коченевского района из Красноярского края. У него диплом биолога, но нет педагогического образования.
«Я узнал о программе «Учитель для России», ознакомился с тем, что было на сайте, почитал о программе, заполнил анкету, прошел все отборочные этапы и в итоге стал участником», – уточнил он. Для него это первый опыт работы в школе. Собеседник «Континента Сибирь», не скрывая эмоций, отмечает, что это лучшее, что могло с ним произойти.
Во многом положительный отклик учителей связан и с условиями, которые им обеспечивались организаторами. Все опрошенные «Континентом Сибирь» учителя констатировали высокий уровень поддержки участников программы. Об этом, в частности, говорит учитель русского языка и литературы Мария Давыдова. В этом году она окончила филологический факультет Московского государственного университета (МГУ) им. Ломоносова, а 1 сентября вышла на работу в школу села Лебедевка Искитимского района.
«Для меня, как новичка, была очень важна поддержка, поскольку это мой первый опыт. У каждого учителя в программе есть индивидуальная поддержка куратора и методиста. Обычно учителя, которые выпускаются из пединститутов, выходят один на один со школой, сталкиваются с системой. Мне тоже все это было волнительно, но теплое отношение внутри коллектива, которое я встретила, помогает быстрее адаптироваться и влиться в рабочий процесс», – рассказала Мария Давыдова.
Уже в первый год программа «Учитель для России» в Новосибирской области показала свою результативность. По словам регионального директора программы «Учитель для России» в Новосибирской области Ирины Ануфриевой, за два года удалось удвоить количество школ, в которых работают учителя и соответственно количество участников в регионе.
«С помощью программы мы работаем с неравенством в образовании и даем возможность детям, живущим в областных городах и селах, иметь равный доступ к образовательным возможностям и достигать самых смелых своих целей. Ребята с удовольствием ходят на уроки, получают достойное образование, участвуют во внешкольных проектах, а учителя максимально реализуют свои навыки и творческие возможности», – подчеркнула «Континенту Сибирь» Ирина Ануфриева.
Основным финансовым партнером в регионе выступает Группа «Сибантрацит». Она взяла на себя административные расходы по программе: набор, дополнительное обучение учителей, переезд педагогов в регион и выплату им дополнительных стипендий. В 2020 году «Сибантрацит» выделил на поддержку программы 10,8 млн рублей, в 2021 году — 25,6 млн рублей.
Объем финансирования программы компанией за пять лет составит около 145 млн рублей. Таким образом, успешный опыт работы программы будет тиражирован, ее масштабы и охват будут расти, а это значит, что еще больше учеников в российских школах смогут получить более высокий уровень образования в том числе благодаря проектам, финансируемым социально-ответственным бизнесом.
«Учитель для России» — это общественная программа, цель которой – обеспечение равенства образовательных возможностей для детей в разных регионах России. Программа предлагает альтернативный вход в профессию учителя для специалистов из разных сфер, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет. По их истечении они могут продолжить педагогическую карьеру или развивать сферу образования из другого карьерного поля. Реализацией занимается благотворительный фонд «Новый учитель» при стратегическом партнерстве с ПАО Сбербанк России, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ. «Учитель для России» действует шесть лет, за это время программа привлекла в регионы более 500 учителей.
Значимость программы признают и региональные власти, поскольку проблема дефицита педагогических кадров наблюдается уже не первый год.
«Цель программы – обеспечить равенство образовательных возможностей для детей в разных регионах России. Вместе с тем, «Учитель для России» – это возможность для молодых специалистов, людей, которые соответствуют требованиям профстандарта, но не имеют педагогического образования. Как раз такие люди привносят свежий взгляд на вещи, видят некоторые моменты совершенно иначе. К тому же, прежде чем приступить к выполнению своей учительской деятельности, они проходят профпереподготовку по педагогике и психологии по образовательной программе, разработанной совместно с Институтом образования Высшей школы экономики, и на протяжении двух лет работы – это обязательное условие для участников программы – получают поддержку от методистов, кураторов и менторов», – рассказала «Континенту Сибирь» заместитель министра образования – начальник управления молодежной политики Новосибирской области Мария Жафярова.
Она также добавила, что в основном учителя-участники программы «Учитель для России» идут в школы с низкими образовательными результатами. «То есть туда идут люди, которые имеют определенную миссию – улучшить мир вокруг себя, и это не просто громкие слова», — отметила Мария Жафярова.
Часто люди, попавшие в программу «Учитель для России», ранее работали в сферах, далеких от педагогики. Анастасия Васильева успела поработать в органах исполнительной власти Тюменской области, затем — дата-инженером в нейросетевой компании. Лишь изредка работала вожатой в детском оздоровительном лагере. Сейчас она работает учителем русского языка и литературы в школе №4 города Черепаново. «Есть ощущение, что здесь ты реализуешь что-то важное: мне очень нравится взаимодействовать с детьми, придумывать для них интересные уроки. Ученики на это хорошо откликаются и очень открыто реагируют. Раз в месяц я записываю классный урок и отправляю методисту программы на проверку: показываю, как работаю с детьми, какие методы применяю. Мы обсуждаем, что можно улучшить. И когда я слышу, что мне удалось выстроить партнерские отношения с детьми во время образовательного процесса, для меня это высшая похвала», – отметила Анастасия Васильева.
Учитель русского языка и литературы Анфиса Свиридова второй год преподает в школе №3 города Искитима по программе «Учитель для России». По ее словам, программа дает отличную методическую поддержку – как вести уроки, как управлять поведением учеников.
Ирина Ануфриева, региональный директор программы в Новосибирской области позитивно оценивает итоги работы, а также качество взаимодействия с учителями. «Благодаря общим усилиям команды и поддержке партнеров наши учителя добиваются качественных изменений в школьном образовании. Впереди ещё более амбициозные планы, ещё больше учителей от программы будут вдохновлять детей в школах», – добавила она.
Для того, чтобы стать участником программы «Учитель для России», все желающие должны пройти четырёхступенчатый отбор: заполнить анкету, пройти собеседование, третий этап – очный тур, далее – тест на знание предмета. Заключительным этапом становится обучение по образовательной программе, разработанной совместно с НИУ ВШЭ. Теория и практика в образовательной программе неразрывно связаны с первых дней обучения, поэтому в течение двух лет учителя работают, продолжая учиться и обогащать свой опыт в очной и заочной формах. По итогам двух лет каждый участник получает диплом НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке — и становится дипломированным педагогом.
Необходимым требованием для участия является законченное высшее образование на момент начала работы в школе. Выбранная специальность необязательно должна быть педагогической: сотрудники приветствуют участие в программе специалистов, увлечённых своим предметом и готовых преподавать его глубоко и живо. Также рассматриваются заявки от кандидатов со средним образованием — но только с профессиональным педагогическим. Возрастного ценза, как и требований к предыдущему педагогическому опыту, у программы нет.