«Комсомольская правда» продолжает серию статей о профессиях угледобывающей отрасли
Сегодня мы рассказываем о работе машиниста экскаватора АО «Сибирский Антрацит» (входит в Группу «Сибантрацит») и знакомим вас с Владимиром Волковым, работающим на Крутихинском участке Колыванского угольного разреза.
Владимир Волков родом из небольшого алтайского села Тогул, где всего несколько сотен домов. Окончил девять классов, затем в училище получил профессию тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства. Служил в армии на Дальнем Востоке, затем остался в погранвойсках по контракту: понимал, что в алтайском селе работы ему не найти.
С будущей женой Ниной познакомился в интернете, больше месяца молодые люди переписывались, прежде чем узнали: у них на двоих одна фамилия – оба Волковы!
– Это судьба, – улыбается Владимир. Демобилизовался, приехал в Линево, на родину супруги. Но и здесь с ходу найти работу Владимиру Волкову не удалось. Пришлось встать на учет на бирже труда. И тут – удача: позвонили из Центра занятости и предложили пройти обучение на помощника машиниста экскаватора в «Сибантраците».
– Ну конечно я согласился. Я с техникой с детства дружу. Интересно было попробовать себя в горной отрасли, тем более что я с детства ездил с отцом на большегрузах в Кузбасс за углем. Абстрактно я представлял, что такое разрез, что такое уголь, – рассказывает Владимир.
Три месяца заняла учеба, еще два месяца – практика. Владимир успешно сдал экзамены и был принят на работу помощником машиниста экскаватора ЭКГ-5:
– Маленький, с объемом ковша всего 5 кубометров, и самый старенький из всех, – с улыбкой вспоминает Владимир Волков. – Им даже маленький 130-тонный БелАЗ сложно было нагрузить, не говоря уже о большегрузах, рассчитанных на 220 тонн. Сейчас в разрезе такие крошки и не работают, все давно отправлены на консервацию. Мы трудимся на экскаваторах ЭКГ-10 и ЭКГ-12 (ковши объемом 10 и 12 кубометров соответственно. – Ред.). «Сибантрацит» держит курс на большегрузную, высокопроизводительную технику. В прошлом году к нам пришли 24 новых БелАЗа. Знаю, что в этом году на соседнем Восточном разрезе начнут работать три экскаватора с объемом ковша 22 кубометра. Интересно будет посмотреть.
Помощник машиниста на экскаваторе размером с двухэтажный дом – работник крайне нужный. Одному машинисту с этой махиной не справиться.
– Экскаватор состоит из множества узлов и агрегатов, за которыми нужно следить: если вдруг перегрелся двигатель или что-то застучало, затрещало – надо идти в кузов и проверять. Это работа помощника, – перечисляет Владимир Волков.
Карьерные экскаваторы работают на электричестве, проведенном прямо в забой. Трансформаторы преобразуют переменный ток напряжением 6000 вольт в 380 – 220 Вт.
– Электрический кабель, которым запитан экскаватор, медный и очень тяжелый: его диаметр примерно 50 миллиметров, а длина – 250 – 300 метров. Когда экскаватор маневрирует по забою, задача помощника машиниста – выложить его безопасно. Смазывать узлы и агрегаты экскаватора – тоже работа помощника, – объясняет Владимир.
Подсаживать Владимира за рычаги управления экскаватора начал его последний наставник – машинист Юрий Владимирович Садовников. Ему, как считает Владимир, он обязан своим стратегическим мышлением и гиперответственным отношением к работе.
– Он тоже в передовиках ходил, сейчас уже давно на пенсии, – говорит Владимир Волков. – Он меня научил: пришел в забой на смену – прежде оцени обстановку. Хватит ли тебе работы до обеда? Не придется ли в разгар смены перегонять экскаватор на новое место?
Допустим, в начале смены экскаватор стоит у самого края забоя. Радиус копания у ЭКГ-12 – 18 метров, высота черпания – 12,5 метра. Породы хватит на два часа работы, после чего она закончится и машину придется переставлять. Это ведь только кажется – что тут такого сложного: перегнать экскаватор с места на место. Однако его скорость всего 300 – 400 метров в час! Чтобы в рамках одного забоя переставить его на другое место, требуется 20 – 30 драгоценных минут. Все это время автосамосвалы, работающие в связке с этим экскаватором, будут стоять.
– Для меня простои недопустимы. Поэтому еще во время пересменки, до начала работы, я ставлю экскаватор поудобнее, чтобы минимизировать простои БелАЗов. Отработал до обеда – поел, смазал экскаватор, переехал на новую заходку – отработал до вечера. В конце смены отъехал, зачистил забой, снова смазал машину и передал ее сменщику, – описывает процесс Владимир Волков.
Сейчас у Владимира Волкова свой помощник – Евгений Афанасенко, они работают в паре около двух лет и, как уверяет машинист, уже без слов понимают друг друга. То, что их экипаж самый производительный в компании, заслуга обоих. Евгений из династии угольщиков, его отец работает в «Сибирском Антраците» горным мастером.
На новых машинах работать гораздо проще, чем еще 10 лет назад. Условия труда более комфортные. Экскаватор оснащен электроникой.
– Раньше, чтобы проверить температуру двигателя или подшипника, уровень масла в редукторах, приходилось бегать в кузов, где стоят силовые агрегаты, проверять все визуально и тактильно. Сейчас этого делать не нужно – везде установлены камеры и датчики. Даже на улице есть четыре камеры, обзор вокруг экскаватора 360 градусов, – продолжает Владимир Волков.
Вопреки распространенному мнению, БелАЗы перевозят не уголь, а тяжелую горную породу – камни и глину, они работают исключительно в карьере, курсируя между забоем и отвалом. В «маленький» 130-тонный БелАЗ входит шесть ковшей породы, отгруженных ЭКГ-12, в большой 220-тонный БелАЗ – 10 – 12 ковшей.
– Важно поднять чистую породу и исключить из нее попадание угля. Допустим, идет угольный пласт. Сверху – метра три породы, а снизу – метра четыре угля, вот мы оббираем верх, до антрацита, – комментирует экскаваторщик.
Но это в идеале. На самом деле угольные пласты на Колыванском месторождении не располагаются строго горизонтально или строго вертикально. Они могут залегать в недрах под разными углами, прерываться и даже разворачиваться. Их называют крутопадающими. В таких сложных геологических условиях выдать на-гора уголь очень проблематично. Нужно быть настоящим профессионалом своего дела.
– Много сложных угольных прожилок. Допустим, она идет-идет, ты прошел горизонт, забрал уголь, спускаешься ниже, а ее нет. Не дородился, значит, уголь. Забрать антрацит просто так не получится, приходится аккуратно выбирать уголь, иногда под углом 35 – 45 градусов. Было бы гораздо легче, если бы пласты залегали ровно, – рассуждает Владимир Волков.
За каждым вскрышным экскаватором в начале смены диспетчер закрепляет, как правило, шесть БелАЗов. Однако, зная высокую производительность экипажа Владимира Волкова, ему стараются дать семь или восемь машин на смену. И он старается работать без перерывов, чтобы не было времени ни чаю попить, ни подумать, устал ли ты. Ему так легче, уверяет машинист.
– Вот, к примеру, в ночную смену мы работаем с 8 часов вечера до 8 часов утра. Где-то после часа-двух ночи начинает клонить в сон. Допустим, ты отгрузил пять машин – стоишь и ждешь 7 – 8 минут. И все, уже начинаешь «залипать». А если машины идут одна за одной, без перерыва, то такого нет. Каждый день я снова и снова соревнуюсь с самим собой вчерашним, – признается Владимир.
Но и сидячей работой свой труд он бы не назвал. Однажды после трудной смены, когда Владимиру с помощником пришлось весь день перегонять экскаватор в другой забой, а это чуть более 1 километра, его фитнес-браслет показал, что за смену машинист сделал около 17 тысяч шагов.
За последние четыре года Владимир Волков трижды становился рабочим месяца за стабильное перевыполнение производственных планов и номинировался на премию «Рабочий года». Награда мотивирующих профсоревнований – автомобиль.
Большой удачей Владимир считает возможность работать в большом, но дружном и отзывчивом коллективе «Сибирского Антрацита».
– Смена у нас дружная. Вместе и зимой на хоккей, и летом с семьями на море. Дети наши уже дружат между собой. Соответственно, и работается потом легче, когда на отдыхе в неформальной обстановке ты спокойно можешь обсудить рабочие вопросы. К примеру, белазист спрашивает: «Ты можешь высоко ковш не задирать, не кидать породу?» Конечно могу, ты просто скажи, что тебе доставляет неудобство. Так и достигается взаимопонимание, – считает Владимир Волков.
Супруга Владимира Волкова Нина также работает в «Сибирском Антраците» ведущим специалистом по медицинскому обеспечению. Правда, сейчас она в декретном отпуске. Полгода назад у четы Волковых родилась долгожданная дочка Полина. Семья живет в Листвянке в благоустроенной квартире, но мечтает о собственном доме в этом шахтерском поселке:
– Там красиво и свежий воздух.
Нина уверена, что ее муж очень любит свою работу. Сам машинист такими словами не разбрасывается.
– Главное – стабильность! Я уверен в завтрашнем дне. Знаю, что приду завтра, и у меня будет работа. «Сибантрацит» – крепкая организация, зарплата у меня стабильная. Я могу планировать свою жизнь и знаю, что могу заработать на реализацию этих планов. Остальное зависит только от меня, – добавляет Владимир Волков.