«Комсомольская Правда» посетила «Сибантрацит» и познакомились с социально-бытовыми условиями на рабочих местах сотрудников
Добрыми традициями Комсомольской правды стали путешествия по родному региону. Мы уже не в первый раз с компанией блогеров и журналистов колесим по просторам Новосибирской области. Одним из пунктов нынешнего путешествия «В поисках сокровищ Салаира» региону - Искитимский район, а именно его горячее угольное сердце - предприятие «Сибирский Антрацит». Да, немногие знают, что уголь в наших широтах добывают не только в Ачинске и Кузбассе, но и у нас с вами, что называется, под носом. Причем добывают здесь не просто уголь, а антрацит, в переводе на бытовой язык - высшая проба данного ископаемого. Как рассказали на предприятии, месторождения антрацита встречаются и в других регионах нашей огромной страны, но местный - Горловский угольный бассейн - уникален. Здешний антрацит образует минимум золы, примесей в нем содержится мизерное количество, поэтому и востребован он во всем мире.
Обогатить - значит очистить
Новосибирский шахтер - словосочетание для уха непривычное. Мы решили познакомиться с этими людьми поближе. Чтобы это сделать, свернули в сторону на Чуйском тракте между Евсино и Линево, в этих краях и находятся промышленные объекты «Сибирского Антрацита».
Несмотря на то, что мы называем местных сотрудников шахтерами, в шахты здесь никто не спускается - антрацит добывают открытым способом, на разрезах. Запасы сырья - гигантские, масштабы производства - соответствующие. Первый пункт нашей экскурсии - обогатительные фабрики.
Начальник обогатительной фабрики «Листвянская» Андрей Карагашев рассказал, какой путь проходит уголь от разреза до погрузки в вагоны:
- Автотранспортом уголь доставляют на фабрику, здесь начинается процесс обогащения. Это профессиональный термин. Обогащение заключается в том, что происходит не добавление в рядовой уголь чего-то полезного, а извлечение из него ненужных примесей. Суть работы фабрики - рассортировать рядовой уголь и обогатить каждый сорт, то есть разделить на полезный компонент - антрацитовый концентрат - и неполезный - пустую породу. Сначала рядовой уголь направляется через яму привозных углей в дробилку, где измельчается до нужной крупности. Далее эта дробленая, но еще не рассортированная и не обогащенная смесь классифицируется, то есть разделяется по размеру путем просеивания на установках под названием «грохот». После этого сорт, который нуждается в обогащении, поступает в ванну тяжелосредного сепаратора, где погружается в магнетитовую суспензию. В ней антрацитовый концентрат, как более легкий, всплывает, а не такая ценная и тяжелая порода тонет. Утонувшая порода сгребается со дна сепаратора ковшами элеваторного колеса, обезвоживается и транспортируется в отвал, а всплывший антрацитовый концентрат отмывается от магнетита, обезвоживается, дополнительно классифицируется, транспортируется в бункер готовой продукции и потом только отгружается в вагоны.
Процесс сложный, уголь на лентах по этой фабрике путешествует от одной «станции» к другой. За этим процессом на всех этапах следят сотрудники технологического персонала фабрики, а кроме того, работу всей технологической цепочки полностью контролирует оператор центрального пульта управления Татьяна Турышева. Милая блондинка скромно рассказывает о рабочем месте, представляющем собой огромное полотно, усеянное лампочками разных цветов, рычагами и кнопками. В этой стихии она как рыба в воде, подчиненным по телефону дает строгие и точные указания голосом командира взвода. Свой путь в компании Татьяна прошла с самой младшей позиции: сначала стояла у ленты в качестве машиниста установок обогащения, следила, чтобы конвейер работал без сбоев, потом получила третий разряд, четвертый, а после заняла место оператора. Татьяна запускает всю технологическую цепочку работы фабрики, следит за движением с помощью табло, держит связь со всеми участками, занимается составлением отчетов. Она рассказывает, почему в нелегком угольном деле есть место и женщине:
- Да, работа не самая чистая, особенно у машинистов установок обогащения, тем не менее все условия для работы созданы. В этом же здании есть душевые с хорошим ремонтом, комната приема пищи. Рядом с фабрикой столовая, плата за обеды нам компенсируется, а с работы и на работу нас привозит служебный автобус. Коллектив у нас хороший, слаженный, все подолгу здесь работают, люди, как правило, не уходят. Еще один приятный момент - я получаю от предприятия компенсацию за отопление, а в свободное время профсоюз часто организует для нас поездки в театры и кино - общественная жизнь активная.
Как нам рассказали на предприятии, поддержка сотрудников здесь тоже плановая. На предприятии действует коллективный договор. По нему положена не только компенсация за тепло или шесть тонн угля на зиму - на выбор, есть еще выплата за рождение ребенка - 10 тысяч рублей, возмещение трат на дорогостоящее лечение, оплата 90% стоимости путевки в санатории, причем езжай хоть в Белокуриху! Детей сотрудники летом отправляют в лагерь - опять же 70% путевки оплачивает предприятие. После работы желающие могут отправиться в поселок Линево в спортивный зал, там и на тренажерах можно позаниматься, и в волейбол поиграть. Активные хоккейные болельщики выезжают в Новосибирск на игры команды «Сибирь» - централизованно, на автобусе по абонементам «Сибирского Антрацита».
«Мне это надо»
Едем дальше, попадаем на участок второй автоколонны, где базируются самосвалы Scania, которые перевозят уголь с разреза на фабрику. Всего здесь обслуживают 64 автомобиля, работают на них 330 человек - это полные четыре смены, механики, мойщики и прочий обслуживающий персонал. Казалось бы, грузовики грязи не боятся, тут-то можно и без цивилизации обойтись, но нет, на территории полным ходом идет благоустройство. Начальник автоколонны № 2 Сергей Коровников рассказывает о ближайших планах: заасфальтировать часть территории, отремонтировать ангар, завезти грунт и своими силами посадить газон, деревья. Обходим помещения автоколонны - опять отмечаем: все сделано для людей. Есть свои душевые, комната отдыха. Даже прачечная своя, чтобы рабочие после смены грязную спецодежду не домой тащили, а прямо здесь оставляли для стирки. Персонал прачечной обо всем позаботится - ты, главное, работай, не отвлекайся. Для упрощения процесса мойки самих углевозов в автоколонне установлен современный моечный комплекс. Машина заезжает в ангар, а снизу подается вода под большим напором. Несколько минут - и готово, при этом никто из рабочих под грузовиком не ползает, грязь себе за шиворот не сыплет.
Сергей Коровников возглавляет автоколонну четвертый год. Сам родился в Листвянском - это село в нескольких километрах, где когда-то зародилось сибирское шахтерское дело - раньше там были шахты. Вопросов, кем стать, Сергей себе не задавал - пошел по стопам отца в «Сибирский Антрацит». Выучился сначала на автомеханика, потом уже во время работы получил еще два высших образования по направлениям «автотранспорт» и «открытые горные работы». Простой, честный и открытый человек, который любит свою работу и всегда готов сделать больше, чем требуется. Когда он про газоны рассказывал, кто-то спросил: «Ради чего все это?»
- Просто мне это надо. Все в наших руках, все от нас с вами зависит. Если каждый будет качественно выполнять работу, заживем по-другому.
И в это время мимо нас проходит водитель грузовика, суровый сибирский мужичок. Садится в кабину, протирает в ней пыль, вытаскивает коврик - помыть надо. Правила здесь такие: закончил смену - приберись на рабочем месте.
Профессионалы здесь в цене
Мы отправляемся на новую точку - к промышленной площадке Колыванского угольного разреза. Здесь располагается авторемонтная мастерская для БелАЗов, есть свой административно-бытовой комплекс с душевыми, раздевалками и всеми удобствами. На участке своя столовая, в которой нас накормили вкусным, полноценным комплексным обедом: тут тебе и первое, и второе, и компот с булочкой. Меню, кстати, составляется на две недели вперед, с творческим подходом, чтобы было разнообразнее. Местные шахтеры касками не стучат - только ложками.
На этом же участке побывали в общежитии - оно построено для вахтовиков, коих на предприятии оказалось немало. Едут работать в «Сибирский Антрацит» и из Алтайского края, и из Казахстана, и даже из Кемеровской области. Условия проживания приличные: в одном здании 30 комнат, в каждой живет по 4 - 6 человек. Работают сотрудники в две смены, поэтому больше 2 - 3 человек в комнате не пересекаются. Есть здесь своя уютная кухня, где можно обед в микроволновке разогреть, перекусить, здесь же стоят несколько холодильников. Скоро откроется еще одно общежитие. В комнате отдыха на диванах возле телевизора встречаем пересменщиков. Перекидываемся парой слов с вахтовиками.
- Я из Алтайского края приехал, из Третьяковского района. Дома работы нет, друг подсказал: «Устраивайся сюда». Я водитель карьерного самосвала. Условия здесь хорошие: тепло, спокойно, главное, стабильность есть. Телевизор мы смотрим редко, в основном спим во время отдыха. Просто скоро экзамен по технике безопасности, ждем отправления, - рассказывает Роман Кулаков.
- Ни пуха ни пера!
Уезжаем из Искитимского района с хорошим настроением. Приятно знать, что есть в нашем регионе предприятия, где к людям не как к апельсинам относятся: выжал, бери следующий, - а с ответственностью к их жизням, судьбам. Напоследок осторожно спросили: «А с чего вдруг такая забота? У нас по большей части бизнес по-другому привыкли строить…» Ответ оказался прост: профессионалы здесь в цене, и люди - один из важнейших ресурсов.