Интервью с Артемом Бурцевым, начальником отдела охраны окружающей среды "Сибирского Антрацита".
Минувший год прошел для российских предприятий под знаком экологии. Но эта тема остается актуальной всегда, потому что ежедневно касается каждого из нас. Социально ответственные компании уделяют повышенное внимание охране окружающей среды. О том, насколько совместимы понятия «уголь» и «экология», какие природоохранные меры эффективны и сколько экологов достаточно для крупной промышленной компании, в интервью «КС» рассказал начальник отдела охраны окружающей среды «Сибирского Антрацита» АРТЕМ БУРЦЕВ.
— В последнее время все только и говорят о необходимости крупного бизнеса уделять внимание заботе об экологии, улучшению окружающей среды. Это очень абстрактные понятия. Вы как эколог крупного промышленного предприятия в чем видите свою основную задачу?
— Эколог — как посредник между компанией и природой. В своей деятельности любое крупное или мелкое промышленное предприятие оказывает влияние на состояние почвенного покрова, водных объектов и атмосферного воздуха. Основная задача эколога — организовать соблюдение законодательства в сфере экологии и нормативов по выбросам, разработку мер по снижению выбросов, реализацию проектов по восстановлению природных ресурсов, организовать контроль экологической работы.
— Какие мероприятия в сфере экологии реализованы в 2017 году? Что запланировано на 2018 год?
— Есть экологическая программа, в соответствии с которой мы работаем. Ее основные направления — это охрана атмосферного воздуха и водной среды, совершенствование системы обращения с отходами производства, сохранение и восстановление природных экосистем и биологического разнообразия.
Прежде всего мы можем говорить о том, что соблюдаются все требования экологического законодательства. Действуя в соответствии с годовым планом, мы начали работы по рекультивации земель — это важный и нужный этап, старт большой работы. В июле состоялись публичные слушания по вопросу оценки воздействия на окружающую среду рекультивации земель. Материалы проектной документации были приняты без изменений и направлены на государственную экспертизу. Мы продолжили реализацию экологических мероприятий совместно с сельсоветами Искитимского района. В прошлом году была решена важная задача: мы приняли участие в обустройстве полигонов для бытовых отходов в селах Усть-Чем и Мосты.
В Год экологии компания поддержала конкурс на создание экологической эмблемы Искитимского района, выступив спонсором этого проекта. Традиционно сотрудники предприятия принимали участие в экологических мероприятиях, в частности, во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Россия», который проводился при поддержке Департамента Росприроднадзора по СФО.
На 2018 год — большие планы. Мы продолжим работу по основным направлениям экологической программы, будем и дальше помогать муниципальным образованиям Искитимского района в решении экологических задач. Планируем благоустроить родник в селе Мосты Усть-Чемского сельсовета на границе Легостаевского биологического заказника. Наш девиз: «Меньше слов, больше дела». Будем работать.
— Уголь и экология — совместимые понятия? Сейчас, например, ТЭЦ переходят с угля на газ, что способствует резкому сокращению объемов выброса углекислого газа в атмосферу.
— Мы с вами говорим не просто об угле, а об антраците. Во-первых, антрацит используется в основном в технологических процессах, при производстве металлов и очень редко — при сжигании на ТЭЦ. Это фактически чистый углерод. Его содержание в антраците — 97%. Наряду с большой теплоотдачей горение происходит практически без запаха и дыма, с выделением малого количества посторонних примесей. Основной параметр экологичности — минимальное количество выбросов твердых частиц при горении продукта и небольшое количество отходов от сжигания твердого топлива.
— «Сибантрацит» ведет добычу открытым способом. Мониторите ли вы состояние атмосферы в районе разрезов?
— Мы ведем постоянный мониторинг экологической ситуации, в частности, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон производственных объектов. Если есть контроль, то он должен быть достоверным и беспристрастным. Поэтому мониторинг атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны разрезов осуществляется независимой аккредитованной лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по СФО». И как показывают результаты регулярных наблюдений, наши нормы — в норме, то есть показатели качества атмосферного воздуха соответствуют требованиям законодательства РФ.
— При разработке разрезов зачастую нарушаются довольно обширные участки местности. Проводятся ли мероприятия по восстановлению лесных насаждений и рекультивации земель?
— Такие проекты непременно должны разрабатываться и воплощаться в жизнь любой экологически ответственной компанией. У «Сибирского Антрацита» есть проекты рекультивации на все разрабатываемые участки. В результате их реализации на месте разрезов будут озера, а на месте отвалов — деревья и кустарники.
— Какое воздействие угольное производство оказывает на водные ресурсы? И что с этим можно делать?
— Вода, сбрасываемая предприятием в поверхностные водные объекты из карьеров, — паводковая, либо из подземных источников, которая образуется при разработке открытым способом. Карьерные воды по системе трубопроводов поступают в отстойники-осветлители, а из отстойников, после осаждения твердых веществ, а также улавливания посторонних частиц на боновых фильтрах, уже поступают в водные объекты. Компания обязательно проводит анализ воды с привлечением независимой лаборатории два раза в месяц.
— Реализация такой экологической программы — достаточно дорогое удовольствие. Каковы примерные затраты в этом направлении?
— Расходы в этом направлении ежегодно растут и напрямую связаны с расширением производства. В 2016 году затраты на экологическую программу составили около 20 млн руб., в 2017 году — около 30 млн руб. Такой рост связан в основном с проведением мониторинга в районах расположения отвалов.
— Вкладывая такие средства в разные направления экологической деятельности, как вы оцениваете эффективность экологических проектов?
— Оцениваем в цифрах и стремимся к достижению лучших результатов по отрасли в сфере экологии. Так, например, на дробильно-сортировочном комплексе обогатительной фабрики была установлена новая аспирационная система, предназначенная для улавливания пыли средней и мелкой дисперсности перед выбросом в атмосферу. Результат — эффективность увеличилась с 95% до 98,2%.
Применение нового экологически чистого раствора — бишофита — для пылеподавления на технологической автодороге снижает наличие взвешенных веществ в воздухе на 57–85%. При этом уровень взвешенных веществ в воздухе был ниже уровня ПДК и до применения бишофита.
— Могут ли экологические проекты быть экономически эффективными?
— В большинстве случаев нет. По крайней мере, если мы говорим о полноценной финансовой выгоде. Однако главное не это. Мы живем в прекрасном районе, здесь же живут наши коллеги, близкие, наши дети и будут жить наши внуки. Мы хотим, чтобы они дышали чистым воздухом, пользовались чистой водой, восхищались окрестной красотой. Поэтому и дальше будем поэтапно делать все возможное для сохранения равновесия в природе.
— В свое время остро стояла проблема прохождения технологической дороги через деревню Ургун из-за угольной пыли, на которую жаловалось население. Удалось ли справиться с проблемой?
— Дело в том, что уголь не везут по дороге через деревню. Почему возник шум вокруг «пыльной истории», я расскажу, но прежде хочу пояснить, что есть две разные дороги. Одна проходит через деревню Ургун, это объект муниципальной инфраструктуры. Вторая — технологическая трасса, проложенная в стороне, более чем в 200 метрах от крайних домов деревни, с соблюдением санитарно-защитных зон. Технологическая дорога является собственностью «Сибирского Антрацита», которым обслуживается и ремонтируется.
Теперь про «пыльную историю». Она, к сожалению, связана с деятельностью некоторых недобросовестных интересантов с уголовным прошлым, желающих «пропиариться» на надуманных проблемах, а также бывшего сотрудника, в отношении которого возбуждено несколько уголовных дел по фактам злоупотребления служебными полномочиями и незаконного использования коммерческой и служебной тайны в корыстных целях. Следствие уже окончено, уголовное дело передано в суд. Хотел бы отметить, что на основании различных обращений таких «жалобщиков» в 2016 году государственные контролирующие органы провели в компании 17 внеплановых проверок, результаты которых подтвердили необоснованность всех обвинений.
Что касается пылеподавления на технологической дороге, мы постоянно мониторим состояние атмосферного воздуха вдоль нее, в самой деревне Ургун, на границе санитарно-защитной зоны. Независимая аккредитованная лаборатория ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений) проводит регулярные замеры качества атмосферного воздуха для Роспотребнадзора. Результаты показали, что, например, в 2017 году содержание взвешенных веществ (пыли, сажи и других твердых частиц), оксида углерода и окислов азота гораздо ниже предельно допустимых концентраций (ПДК). Приведу конкретные примеры. Концентрация взвешенных веществ в воздухе для населенных мест составляет 0,5 мг/м3, фактические замеры возле деревни Ургун, вдоль нашей технологической дороги, показывают вдвое меньше — 0,26 мг/м3, а в самой дереве практически в пять раз ниже — 0,1 мг/м3.
Несмотря на это, необходимо постоянно предпринимать меры для еще более эффективной борьбы с пылью. В частности, оправдал свое назначение реагент для пылеподавления — бишофит. Он абсорбирует влагу из воздуха и долгое время удерживает ее на дороге, не дает пыли подниматься в воздух.
Приказом по предприятию скорость движения по участку технологической дороги, проходящей мимо села Ургун, ограничена до 30 км в час. Соблюдение требований отслеживается системами навигации и дополнительно контролируется внутренними проверками.
Кстати, в соответствии с нашей социальной программой мы помогаем бороться с пылью от внутренних дорог и деревне Ургун — помогаем ремонтировать внутрипоселковые дороги, принимаем участие в высадке деревьев внутри поселка.
— Есть ли какие-то традиционные экологические мероприятия, которые носят не разовый характер?
— Это чистка Беловского водопада, выпуск мальков пеляди в Обь. И конечно, высадка деревьев, которую я уже упомянул. Например, осенью прошлого года работники «Сибирского Антрацита» и местные жители высадили 800 саженцев деревьев вдоль технологической дороги, проходящей мимо Ургуна, и вдоль улиц в самой деревне для снижения запыленности от внутренних дорог.
— Вы сотрудничаете с местными органами власти в сфере экологии? Есть ли успешные совместные проекты?
— Да, кроме высадки деревьев, это оказание помощи в ремонте внутрипоселковых автодорог, организация субботников вдоль автодорог.
— Сколько экологов достаточно для крупной промышленной компании? Как строится работа?
— Для каждой компании по-разному, нет единого рецепта. Но дело не в количестве, а в качестве и понимании того, что экология — это общее дело. Мы уделяем повышенное внимание охране окружающей среды, на нашем предприятии каждый — немного эколог. Так, например, начальник управления автотранспорта отвечает за пылеподавление на автодорогах, начальники обогатительных фабрик — за эффективную и бесперебойную работу аспирационных установок и т. д.